среда, 28 апреля 2010 г.

Использование информационных технологий в преподавании русской литературы в старших классах

Из личного опыта работы учителем русского языка и литературы

МОУ Лёвинской средней общеобразовательной школы пгт Лёвинцы Оричевского района Кировской области

ХХI век – век глобальных информационных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности и, как следствие, определяющих мировоззрение молодого поколения. В свете реформирования современная школа – это арсенал новых педагогических технологий, в том числе и информационных, которые нельзя отделять друг от друга, так как только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму систему образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. И перед учителем стоит задача – шагать в ногу со временем, так как применение педагогических технологий, основанных на компьютеризации, – это не дань моде, а необходимость, потому что они позволяют

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой работы на уроке;

• совершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

• формировать навыки исследовательской деятельности;

• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Бесспорно, применение новых педагогических технологий будет способствовать повышению качества образования и формированию личности выпускника, готового к постоянно изменяющимся условиям жизни и труда.

Не является исключением и система преподавания литературы в школе, основанная на работе над с л о в о м, которая должна обогащать свой методический арсенал новыми способами подачи и переработки информационного материала.

Одним из главных составляющих для достижения качественного образования является принцип познавательной активности обучающегося, предполагающий высокий уровень мотивации, основанный на понимании необходимости знаний и умений и ведущий к результативности учебного труда. Но опыт учителя подсказывает, что степень познавательной активности учащихся очень часто является следствием только умело применяемых в учебной практике педагогических технологий.

Уроки литературы – это уроки души, уроки жизни. Они должны быть яркими, эмоциональными, запоминающимися. Привлечь внимание ученика к изучаемой теме, вызвать интерес и постоянно его поддерживать помогают мультимедийные проекты. Это п р о е к т ы – п у т е ш е с т в и я в эпоху писателя и поэта, экскурсии в их родовые имения, знакомство с их современниками, погружение в мир живописи, музыки, кино. Использование компьютера и возможностей Интернета позволяет увидеть мир художественного слова глазами русских живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Бытует мнение, что такие уроки требуют особой подготовки, отнимают много сил и времени. Действительно, приходилось тяжело… в пору ученичества. Но когда такие уроки приобретают систематический характер и когда авторами проектов становятся сами ученики (опережающие индивидуальные задания), трудности отступают, и у учащихся появляется желание соперничать, реализовывать свой творческий потенциал, раскрывать свои способности, демонстрировать свою самостоятельность. И, конечно же, результат их деятельности - благо для всего классного коллектива, так как такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Следующая разновидность мультимедийных проектов, активно используемых в преподавании литературы – это п р о е к т ы – п о г р у ж е н и я в художественный мир поэта, писателя. Как правило, на уроке в процессе идейно-художественного анализа произведения составляются опорные конспекты, схемы, таблицы. Из данного рабочего материала впоследствии (домашнее задание) рождаются презентации с оригинальными творческими названиями, например, «Трагедия чайки-птицы, или в чем причина гибели Ларисы Огудаловой» (по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»). Так пополняется копилка иллюстративно-репродуктивных, дидактических материалов по литературе, которые активно используются на уроках-зачетах и на уроках развития речи.

Еще одна разновидность проектов, используемых в учебном процессе, – это п р о е к т ы - и с с л е д о в а н и я. Данный вид проектов предполагает самостоятельное чтение и изучение отдельных произведений писателей и раскрытие одной из тем, предложенных учителем, в форме презентации с использованием мультимедийных средств. Данный вид деятельности требует и самостоятельного осмысления прочитанного, и поиска иллюстративно-информационного материала, и навыков оформительского труда. Таким образом в 10 классе была изучена поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В результате самостоятельного изучения учащимися были разработаны следующие темы: «Карта путешествия семерых мужиков-странников», «Проблемы счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и в наши дни», «Мотив греха в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Подготовка таких уроков, действительно, требует большого труда и больших затрат времени, но их преимущество в том, что они предоставляют учащимся возможность самостоятельно решать учебные задачи. И, как показывает опыт, самостоятельно изученные произведения оставляют глубокий след в душах и умах учащихся и глубоко запечатлеваются в памяти. Кроме того, неограниченные возможности компьютера и Интернета позволяют интегрировать литературу и русский язык, литературу и историю, литературу и изобразительное искусство и музыку; использование мультипликации и анимации разнообразят уроки.

Есть необходимость в констатации позитивных тенденций в обучении литературе с использованием проектных технологий и ИКТ, которые представляет собой нестандартный способ организации учебной деятельности через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Что было

Что есть

Произведения литературы, изучаемые на уроках, прочитывались не всеми учениками. Более того, они вредили себе тем, что читали их в сокращенном варианте

Проект как стимул, побуждающий ученика к прочтению произведения. Знание текста художественного произведения становится основой исследования.

Идейно-художественный анализ произведения на уроке достигается путем фронтальной беседы, а не монологического ответа

Опора на текст произведения обеспечивает органическое единство системы анализа художественного произведения и развития речи учащихся

Часто возникают ситуации несоответствия целей учителя и ученика

Метод проекта позволяет ученику выбрать тему в соответствии с уровнем сложности, с учетом собственных интересов

Не все учащиеся осознают необходимость в информативной деятельности

Формирует навыки работы с информацией, у ученика возникает потребность в ее кодировании (схемы, таблицы, разные виды планов) и т.д.

Очень часто создается ситуация кратковременного успеха

Практическая или теоретическая значимость проектного материала позволяет создать ситуацию успеха завершенного дела

Данный вид деятельности (публичное выступление) остается, как правило, невостребованным на уроке

Развивает навыки публичного выступления

Оценивают свою работу на уроке далеко не все учащиеся

Формирует умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты

Использование новых образовательных технологий, в том числе и информационных, в учебном процессе не может быть эпизодическим, бессистемным, иначе они никак не повлияют на результаты обучения. Данный вид деятельности приобретет систематический характер только в том случае, если основой ученических проектов станет проект учителя.

В целях реализации проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочных занятиях был разработан учительский проект под названием «Радужный мост. Нравственные уроки русской литературы». Созданию проекта предшествовало обучение в творческой лаборатории КИПК и ПРО «Проектная деятельность как средство становления профессиональной компетентности учителя-филолога». В рамках учительского проекта разработаны ученические проекты «Проблема семьи на страницах русской литературы», «Отечества достойный сын», посвященный 65-летию Великой Победы, «За страницами учебника», «Литературные исследования»…

Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — методически продуманно внедрять ИКТ в учебный процесс и помнить о том, что информационные технологии являются только средством обучения и ничто не сможет на уроке заменить живое слово учителя и ученика…

Комментариев нет:

Отправить комментарий