Из личного опыта работы учителем русского языка и литературы
МОУ Лёвинской средней общеобразовательной школы пгт Лёвинцы Оричевского района Кировской области
ХХI век – век глобальных информационных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности и, как следствие, определяющих мировоззрение молодого поколения. В свете реформирования современная школа – это арсенал новых педагогических технологий, в том числе и информационных, которые нельзя отделять друг от друга, так как только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму систему образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. И перед учителем стоит задача – шагать в ногу со временем, так как применение педагогических технологий, основанных на компьютеризации, – это не дань моде, а необходимость, потому что они позволяют
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой работы на уроке;
• совершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Бесспорно, применение новых педагогических технологий будет способствовать повышению качества образования и формированию личности выпускника, готового к постоянно изменяющимся условиям жизни и труда.
Не является исключением и система преподавания литературы в школе, основанная на работе над с л о в о м, которая должна обогащать свой методический арсенал новыми способами подачи и переработки информационного материала.
Одним из главных составляющих для достижения качественного образования является принцип познавательной активности обучающегося, предполагающий высокий уровень мотивации, основанный на понимании необходимости знаний и умений и ведущий к результативности учебного труда. Но опыт учителя подсказывает, что степень познавательной активности учащихся очень часто является следствием только умело применяемых в учебной практике педагогических технологий.
Уроки литературы – это уроки души, уроки жизни. Они должны быть яркими, эмоциональными, запоминающимися. Привлечь внимание ученика к изучаемой теме, вызвать интерес и постоянно его поддерживать помогают мультимедийные проекты. Это п р о е к т ы – п у т е ш е с т в и я в эпоху писателя и поэта, экскурсии в их родовые имения, знакомство с их современниками, погружение в мир живописи, музыки, кино. Использование компьютера и возможностей Интернета позволяет увидеть мир художественного слова глазами русских живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Бытует мнение, что такие уроки требуют особой подготовки, отнимают много сил и времени. Действительно, приходилось тяжело… в пору ученичества. Но когда такие уроки приобретают систематический характер и когда авторами проектов становятся сами ученики (опережающие индивидуальные задания), трудности отступают, и у учащихся появляется желание соперничать, реализовывать свой творческий потенциал, раскрывать свои способности, демонстрировать свою самостоятельность. И, конечно же, результат их деятельности - благо для всего классного коллектива, так как такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
Следующая разновидность мультимедийных проектов, активно используемых в преподавании литературы – это п р о е к т ы – п о г р у ж е н и я в художественный мир поэта, писателя. Как правило, на уроке в процессе идейно-художественного анализа произведения составляются опорные конспекты, схемы, таблицы. Из данного рабочего материала впоследствии (домашнее задание) рождаются презентации с оригинальными творческими названиями, например, «Трагедия чайки-птицы, или в чем причина гибели Ларисы Огудаловой» (по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»). Так пополняется копилка иллюстративно-репродуктивных, дидактических материалов по литературе, которые активно используются на уроках-зачетах и на уроках развития речи.
Еще одна разновидность проектов, используемых в учебном процессе, – это п р о е к т ы - и с с л е д о в а н и я. Данный вид проектов предполагает самостоятельное чтение и изучение отдельных произведений писателей и раскрытие одной из тем, предложенных учителем, в форме презентации с использованием мультимедийных средств. Данный вид деятельности требует и самостоятельного осмысления прочитанного, и поиска иллюстративно-информационного материала, и навыков оформительского труда. Таким образом в 10 классе была изучена поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В результате самостоятельного изучения учащимися были разработаны следующие темы: «Карта путешествия семерых мужиков-странников», «Проблемы счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и в наши дни», «Мотив греха в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Подготовка таких уроков, действительно, требует большого труда и больших затрат времени, но их преимущество в том, что они предоставляют учащимся возможность самостоятельно решать учебные задачи. И, как показывает опыт, самостоятельно изученные произведения оставляют глубокий след в душах и умах учащихся и глубоко запечатлеваются в памяти. Кроме того, неограниченные возможности компьютера и Интернета позволяют интегрировать литературу и русский язык, литературу и историю, литературу и изобразительное искусство и музыку; использование мультипликации и анимации разнообразят уроки.
Есть необходимость в констатации позитивных тенденций в обучении литературе с использованием проектных технологий и ИКТ, которые представляет собой нестандартный способ организации учебной деятельности через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Что было | Что есть |
Произведения литературы, изучаемые на уроках, прочитывались не всеми учениками. Более того, они вредили себе тем, что читали их в сокращенном варианте | Проект как стимул, побуждающий ученика к прочтению произведения. Знание текста художественного произведения становится основой исследования. |
Идейно-художественный анализ произведения на уроке достигается путем фронтальной беседы, а не монологического ответа | Опора на текст произведения обеспечивает органическое единство системы анализа художественного произведения и развития речи учащихся |
Часто возникают ситуации несоответствия целей учителя и ученика | Метод проекта позволяет ученику выбрать тему в соответствии с уровнем сложности, с учетом собственных интересов |
Не все учащиеся осознают необходимость в информативной деятельности | Формирует навыки работы с информацией, у ученика возникает потребность в ее кодировании (схемы, таблицы, разные виды планов) и т.д. |
Очень часто создается ситуация кратковременного успеха | Практическая или теоретическая значимость проектного материала позволяет создать ситуацию успеха завершенного дела |
Данный вид деятельности (публичное выступление) остается, как правило, невостребованным на уроке | Развивает навыки публичного выступления |
Оценивают свою работу на уроке далеко не все учащиеся | Формирует умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты |
В целях реализации проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочных занятиях был разработан учительский проект под названием «Радужный мост. Нравственные уроки русской литературы». Созданию проекта предшествовало обучение в творческой лаборатории КИПК и ПРО «Проектная деятельность как средство становления профессиональной компетентности учителя-филолога». В рамках учительского проекта разработаны ученические проекты «Проблема семьи на страницах русской литературы», «Отечества достойный сын», посвященный 65-летию Великой Победы, «За страницами учебника», «Литературные исследования»…
Проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — методически продуманно внедрять ИКТ в учебный процесс и помнить о том, что информационные технологии являются только средством обучения и ничто не сможет на уроке заменить живое слово учителя и ученика…
Комментариев нет:
Отправить комментарий